... Мы создаем реальность. От идеи до воплощения только шаг ...

Объект культурного наследия... Земская школа ...

В объекте культурного наследия «Здание земской школы», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, 6/ Московская, 26» предусмотрен ремонт и приспособление здания бывшей земской школы под социальный центр ассоциации «Особые люди».
Здание расположено в Верх-Исетском районе, на пересечении улиц Малышева-Московская г. Екатеринбурга.
По объёмно-планировочному решению здание представляет собой П-образный двухэтажный объем, из-за крутого рельефа северная часть здания 2-этажная, а южная 1-этажная.
Длина здания 32,42м, ширина 22,1м, высота 12м.
Количество этажей – 2.
При приспособлении здания все особенности объекта культурного наследия, являющиеся предметом охраны, сохраняются. В здании сохранена планировка, образованная капитальными стенами, количество, размеры и расположение оконных и дверных проемов, скатная форма кровли с наружным водостоком. Проектом предусматривается архитектурно-планировочное решение здания как единого досугового учреждения.
Существующий вход на 1 этаж со стороны ул. Малышева сохраняется, вход с западного фасада оборудуется пандусом для маломобильных групп населения. Для
связи 1 и 2 этажей сохранена лестница 2-го типа и предусмотрен подъемник для маломобильных групп населения.
На первом этаже также запроектированы: небольшой вестибюль, выставочный зал, творческие мастерские, технические (серверная, электрощитовая, водомерный узел, существующий узел учета тепла) и вспомогательные помещения (склад, санузел для МГН и комната уборочного инвентаря).
На втором этаже запроектированы: административные помещения, кабинеты компьютерные и обучения кулинарии, санузлы и гардеробы, просторное фойе, которое может использоваться для массовых мероприятий, залы для подвижных игр и театральных занятий, многофункциональный зал с трансформирующимися перегородками. Существующие несущие конструкции здания в проекте остаются без изменения (фундаменты, кирпичные несущие стены, цоколь со стороны восточного и северного фасадов из гранитных блоков, лестница из бетонных ступеней по металлическим косоурам, конструкции кровли).
Архитектурные решения
Для восстановления исторического облика фасадов объекта культурного наследия проектом предусматриваются следующие мероприятия:
- демонтаж с поверхности фасадов посторонних предметов: электрокабелей, анкерных болтов и деревянных пробок и пр.;
- очистка поверхности кирпичной кладки от загрязнений;
- очистка поверхности кирпичной кладки от краски (окрашенные декоративные элементы фасада, граффити);
- вычинка кирпича (замена поврежденных и утраченных кирпичей);
- восстановление (докомпановка) незначительно поврежденных кирпичей специальными растворами, восстановление геометрических размеров кирпича;
- восстановление заполнения швов кирпичной кладки;
- реставрация поверхности гранитных блоков и бутовой кладки цоколя;
- восстановление заполнения швов гранитных блоков и бутовой кладки цоколя;
- ремонт трещин при помощи спираль-анкеров;
- заделка отверстий;
- устройство горизонтальной гидроизоляции основания наружных стен;
- устройство вертикальной гидроизоляции в местах облицовки основания кирпичных стен гранитными плитами;
- гидрофобизация поверхности кирпичной кладки;
- нанесение на поверхность кирпичной кладки специальных составов для защиты от граффити.
Заполнение оконных проемов – оконные блоки из деревянного профиля с тройным остеклением (двухкамерным стеклопакетом) с сохранением исторического рисунка переплетов . Материал переплетов- дуб.
Входные двери на северном, западном и южном фасадах также выполняются из дерева, материал- дуб, двери утепленные, филенчатые, запроектированы по историческим аналогам в стилистике объекта культурного наследия.
На кровле здания предусмотрены элементы снегозадержания с креплением к фальцам. Также предусмотрен ремонт системы водоотведения.
Со стороны западного фасада запроектирован тамбур с витражным остеклением (стеклопакеты), не препятствующий визуальному восприятию западного фасада здания. Вход оснащен пандусом для маломобильных групп населения. Кровельное покрытие площадки, которое в настоящий момент перекрывает часть оконных проект демонтируется, взамен него проектом предусмотрена площадка с покрытием гранитом.
Со стороны улицы Малышева предусмотрено восстановление ограждения балкона по историческим аналогам. Такое же ограждение установлено для площадки со стороны двора.
Цоколь здания по периметру облицовывается гранитной плиткой, по размеру и материалу имитирующую сохранившиеся гранитные блоки на северном и западном фасадах. 

ПРОТОКОЛ № 2
итогового заседания комиссии экспертов по вопросу проведения государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации «Эскизный проект приспособления и ремонта объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26», обеспечивающей сохранность объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26. Шифр 30/ПСП-291217.


Обоснование выводов.

Научно-проектная документация «Эскизный проект приспособления и ремонта объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26». Шифр 30/ПСП-291217, разработана в 2018 году обществом с ограниченной ответственностью «АРТЕКС» (Лиц. № МКРФ 02821 от 1 сентября 2015г.) на основании договора №30/ПСП-291217 от 12.02.2018 г., на основании Задания № 38-05-22/07 от 12.01.2018 г.
Согласно Акту определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26, представленного в составе документации и подготовленного на основании письма Министерства культуры Российской Федерации, установлено, что «предполагаемые к выполнению работы по приспособлению объекта культурного наследия, а также реставрационные работы на фасадах здания не оказывают влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации: «Здание земской школы»». Представленная на экспертизу научно-проектная документация «Эскизный проект приспособления и ремонта объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26». Шифр 30/ПСП-291217: - содержит достаточный объем, полноту результатов исследований и принимаемых решений по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26. - не противоречит требованиям, установленным ст. 41, 42, 43, 44 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; - выполнена в соответствии с Заданием № 38-05-22/07 от 12.01.2018 г. с учетом требований, установленных ГОСТ-Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (памятники истории и культуры). Общие требования»; - состав предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26, уточненный по результатам проведения комплексных научных исследований, отраженных в научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, рекомендуется к утверждению в установленном законом порядке.

Выводы историко-культурной экспертизы:

1. Выполнение работ по приспособлению и ремонту объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26, по представленной документации возможно.

2. Научно-проектная документация «Эскизный проект приспособления и ремонта объекта культурного наследия регионального значения «Здание земской школы», расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 6, Московская, д. 26». Шифр 30/ПСП-291217 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендуется к согласованию (ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ).

Настоящий акт государственной историко-культурной экспертизы составлен на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) с документами, прилагаемыми к настоящему акту, и являющимися его неотъемлемой частью, подписан усиленными квалифицированными электронными подписями. 

Земская школа (полное официальное название – одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) –самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями -- так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8--12 лет. Обучение было бесплатным.
Хронологические рамки охватывают период с момента появления земств на территории Уральского региона (впервые - в Вятской губернии) с 1868 г., и заканчиваются 1918 годом, когда земства были ликвидированы как органы самоуправления большевиками. Территориальные рамки включают всю Россию, в особенности территорию Урала, в который входили Вятская, Пермская, Оренбургская и Уфимская губернии.
Весьма ценным источником, который позволяет изучить грамотность не только Уральского региона, отдельных регионов, губерний, уездов, но и России в целом является «Первая всеобщая перепись населения России 1897 г.». Согласно данному источнику, среди 50 губерний Европейской России, Оренбургская занимала 25-е место по уровню грамотности, Пермская - 28-е, Уфимская -- 40-е, Вятская -- 44-е место. Согласно данной переписи населения, в Башкирии 1/5 часть детей школьного возраста посещали школу. Из этого следует сделать вывод, что к концу XIX в. Оренбургская и Пермская губернии имели в достаточной мере средний показатель уровня образованности населения, что нельзя сказать, например, об Уфимской губернии. Но в целом общий показатель грамотности жителей Урала оставался очень низким. К концу XIX в., как и в других губерниях России, на Урале существовали достаточно серьезные различия по уровню неграмотности жителей городов и сел.

Рис. 1. Земская школа конца 19-го, начала 20-го веков.

Материальная бедность земских школ, учителя, которые имели чрезвычайно низкий образовательный уровень, отсутствие общепринятых методов обучения, педагогически и психологически обоснованной четкой учебной программы в земских школах, частые пропуски детьми учебных занятий, ограниченность содержания школьной работы приводили к тому, что земская школа давала детям непрочные, неглубокие, самые элементарные знания.
Однако к началу XX века образовательный уровень народных учителей слал выше. По всей России начали открываться всевозможные учительские институты, семинарии, съезды и курсы. Эта заслуга, прежде всего, относится к земствам и общественной инициативе. Ведь именно земства материально помогали народной школе. Важно отметить и то, что Уральские земства внесли значительный вклад в развитие в регионе школьного и профессионального образования, способствовали решению проблемы ликвидации неграмотности и повышения культурного уровня населения. Непосредственно в результате деятельности земств появилась доступная населению земская школа.
Позитивным моментом является то, что с начала XX века меняется правительственная политика по отношению к земской школе. Правительство начало сотрудничать с местными органами, в результате которого началась складываться новая система отношений и распределения обязанностей. Государство начало финансировать жалования учителям, обеспечивать субсидии и кредиты на строительство школ. Именно с этого момента, в результате слияния общих интересов к школьному делу со стороны общества, земства и правительства началось бурное строительство земских школ. Создавались проекты всеобщего образования для всего сельского населения, которые предусматривали теперь 4-х летнее обучение.
При средней численности в 50 детей в одной школе только для компенсации увеличения численности детей необходимо было открывать от 1200 (1860-е гг.) до 4000 школ в год (1910-е гг.), а при четырёхлетнем обучении до 5000–5200 школ в год. Этот уровень был достигнут в 1910–1911 годах, когда целевое финансирование государством развития школьных сетей, имевшее место с 1908 года, начало приносить первые результаты».
Именно в свете реализации и этих перспективных планов земств и была построена школа на пересечении ул. Московской и Покровского проспекта (ныне ул. Малышева)

Месторасположение здания.

Улица Московская была односторонней (т.е. дома располагались с одной стороны улицы). Дома Московской улицы смотрели прямо на городской выгон. Вдоль Московского тракта располагались городская тюрьма, за ней - Ивановское
кладбище с Иоанно-Предтеченской церковью, спичечные фабрики В. И. Логинова и М. А. Ворожцова, «скотское кладбище», татарское кладбище (основанное в
70-х гг. Х1Х в.) и несколько «кирпичных сараев» (небольших кирпичных заводиков).
В начале ХХ в. на Московской улице произошли некоторые изменения: на ней появились новые, более добротные дома и новые домохозяева.
Напротив последних домов Отрясихинской улицы (ул. Радищева) и Покровского проспекта (ул. Малышева) были выстроены кирпичные здания начальных школ. На бывшей «пестеревской» усадьбе (№9) (Пестеревский переулок) разместилась детская лечебница Общества Красного Креста, работавшая под руководством доктора Д. В. Хирина.


Рис.2. Карта г. Екатеринбург 1910 г. Красным кружком обозначено место расположения земской школы.


Рис.3. Фотография окраины г. Екатеринбурга (предположительно 1910 г.).
На месте будущей школы выгон для скота.

Регулярная малоэтажная застройка улицы Московской по всей ее длине
проводилась в 1930-х гг., а в 1960-х территория Симановского торфяника
стала застраиваться многоэтажным жильем, положив начало Юго-Западному
жилому району.
Здание школы построено на бывшем городском выгоне, за «инвалидными огородами», не ранее 1910-х гг., т.к. на плане местности 1910 г. оно не значится. Руководил строительством городской архитектор И.К. Янковский, который много занимался возведением народных школ в городе. В основе архитектурного решения лежат типовые проекты земских народных школ, которые были разработаны архитекторами Оренбургского учебного округа С.Я.Корфом и В.Н.Чаплицем. По директивным предприятиям округа проекты рассылались в земства и городские управы. В проектах регламентировались не только функциональные требования к зданиям, но и требования к их внешнему облику.
Территория, на которой расположено здание, начала активно застраиваться в 1900-1950-х годах вдоль Московской улицы. Поэтому выбор места для новой школы был обоснован несколькими причинами:
- индивидуальностью, так как школа расположена не в самой гуще жилой застройки, а «на горке», главным – парадным фасадом ориентированным на Покровский проспект, что выделяло её в рядовой застройке;
- обзорностью, так как школа расположена на хорошей видовой точке – была видна практически со всех мест, и от неё же открывался отличный вид на окружающую местность;
- практичностью, из-за близкого расположения природных ресурсов (лес, горы) для проведения уроков по естествознанию и спортивным занятиям.

Объемно-планировочное решение.

В середине XIX века земские школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В планировку таких типовых проектов школьных зданий 1880-1900 гг. входили помещения класса, раздевалки, кухни и квартиры учителя.
С начала XX века постепенно распространился тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемые двухкомплектные школы. В начале 1910-х годов Министерство народного просвещения добавило к обязательной учебной программе рисование и гимнастику (по 2 урока в неделю). Для проведения уроков гимнастики требовались отдельные просторные помещения, что повлекло за собой необходимость разработки новых проектов с учётом этих требований.
Перспективные планы земств по развитию школьных сетей предполагали размещение школ в собственных, специально разработанных и построенных зданиях.
В свете реализации этих проектов в Екатеринбургском, Ирбитском, Камышловской, Верхотурском и других уездах губернии было построено множество земских школ. Например: г. Алапаевск, ул. Ленина 77 (1913-1915 гг.);
г. Невьянск, ул. Кирова 47 (начало 1900-х гг.); г. Екатеринбург – по ул. Клары Цеткин, 13 (1910 г.) и Щербакова (Нижне-Исетский тракт), 67 (начало 1900-х гг.); в Нижне-Исетском посёлке по ул. Грибоедова, 11 (1914 г.). Ориентировочно в этот же период 1910-1915 гг. была построена и земская школа на Покровском проспекте (Малышева, 6).


Рис. 4. Типология. Типовые проекты земских школ 1880-1900 гг.

Проект здания не найден, поэтому сложно точно установить дату постройки и автора проекта. Вероятнее всего здание построено по типовому проекту, выбранному заказчиком (земством) и адаптированному к конкретному месту.
Здание представляет собой кирпичный объем, П-образный в плане. Объем поставлен на крутом рельефе, что сказалось на его объемном решении: северная часть – двухэтажная, а южная часть – одноэтажная.
Главный северный фасад обращен на улицу Малышева, имеет центрально-осевую трехчастную композицию. Центральная часть фасада выделена ризалитом на три оконных оси. Поверхность стены ризалита декорирована лопатками, расположенными между окнами и закрепляющими углы ризалита. Оконные проемы ризалита имеют перемычки лучковой формы. Фризовая часть ризалита украшена прямоугольными кирпичными филенками над окнами и крестообразным кирпичным декором на лопатках. Завершается ризалит карнизом и аттиком сложной формы. Прямоугольные окна боковых частей имеют большие размеры по сравнению с окнами ризалита. Углы фасада закреплены лопатками, декорированными подобно лопаткам ризалита. Фризы боковых частей украшены прямоугольными филенками, выполненными в габаритах окон. Завершается стена кирпичным профилированным карнизом. В уровне кровли, помимо центрального аттика, устроены парапетные столбики, шаг которых соответствует межоконным простенкам.
Другие фасады (восточный, южный и северный) имеют лаконичное решение, без использования декоративных элементов. Композиции восточного и южного фасадов носят плоскостной характер, западный фасад имеет ломаную линию построения. Общим для всех фасадов является решения фриза и карниза. Часть оконных проемов заложена кирпичом.
В здании имеется три входа: главный – на северном уличном фасаде, второй, дополнительный, устроенный со стороны двора на западном фасаде и третий на южном фасаде здания. Со стороны западного фасада имеется поздний пристроенный кирпичный тамбур.
Планировка первого этажа имеет трехчастную структуру, состоящую из вестибюля с широкой парадной лестницей, ведущей на верхний этаж, гардероба и подсобного помещения. Основной принцип планировочной структуры второго этажа имеет черты коридорной системы, где коридором является большой зал-рекреация.
Здание представляет собой образец учебного здания начала ХХ в, решенного на основе типового проекта в стиле эклектики, с использованием упрощенных, линейных мотивов рационального модерна.
Облик здания до настоящего времени серьёзно не пострадал, фасады здания сохранились без существенных изменений, за исключением заложенных оконных проемов на западном фасаде и устройства входной группы на том же фасаде.

Рис. 5. Ситуационный план


Что то про страницу!!!




Mobirise темы основаны на Bootstrap 3 и Bootstrap 4 -самой мощной мобильной платформе. Даже если вы не разбираетесь в коде, вы можете стать частью большого сообщества Bootstrap.



Выберите из готовых блоков - полноэкранный интро, bootstrap карусель, контент-слайдер, галерею изображений с лайтбоксом, параллаксом, фоновым видео, меню-гамбургером, липким заголовок и многое другое.



...В небольшом кирпичном здании напротив «Алатыря» вовсю кипит работа. Больше года старинную земскую школу превращают в центр для особых детей, где будут открыты «мастерские безграничных возможностей», в которых ребята смогут проводить время и получать поддержку. «Жилые кварталы» встретились с авторами проекта реконструкции здания, архитекторами Георгием и Кирой Мачавариани...

(материал представлен 41 канал "Домашний" Екатеринбург от 05.04.2019г.)

How to set up a free site - Click for more